Правильный счет
Оглавление статьи:
Считать надо
В связи с этим наиболее важной проблемой является даже не то, как
тратить деньги на информационные технологии, а то, как просчитать
эффективность этих затрат. По мнению аналитиков из исследовательской
компании Accenture, большинство руководителей полагают, что расчет
экономического эффекта - дело хлопотное и бесполезное. Ведь для
обоснования проекта необходим подробный анализ потенциальных выгод,
возможный лишь при детальном знании экономики компании. На
тщательный анализ явных и скрытых проектных затрат никогда не
хватает ни времени, ни денег, тем более что ответ-то может оказаться
и отрицательным - внедрять пока не стоит. Поэтому гораздо чаще
решение о начале реализации проекта принимается не в результате
долгих подсчетов, а в надежде на то, что с внедрением системы
наболевшие вопросы перестанут беспокоить сразу нескольких
начальников подразделений компании и на предприятии наконец
воцарится желанный "порядок".
Хотя теоретически, уверяют специалисты, нет ничего невозможного в
том, чтобы количественно и качественно оценить вклад информационных
проектов в общие экономические показатели компаний. За рубежом для
этого разработан целый ряд инструментов. Условно их можно разделить
на две категории: традиционные финансовые методики и инструменты
качественного анализа, позволяющие оценить не только явные
(количественные), но и неявные показатели. В каждой категории
насчитывается не менее десятка различных вариантов. По мнению
практиков, выбор наиболее подходящего средства зависит не столько от
достоинств и недостатков того или иного подхода, сколько от
особенностей деятельности конкретного менеджера, конкретного
подразделения и конкретной компании.
Взгляд финансиста
Лучше всего отечественным специалистам известен финансовый
подход. Наибольшей популярностью пользуются методы оценки возврата
инвестиций (Return оn Investment, ROI), совокупной стоимости
владения (Total Cost of Ownership, TCO), а также экономической
добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA). Подход на основе
ROI применим к различным типам проектов. Вложив, скажем, 5 тыс.
долларов в телекоммуникационное оборудование и сервис, можно за год
сэкономить 10-15 тыс. на телефонных разговорах. Однако отличный
показатель возврата инвестиций может совсем не впечатлять на фоне
общих затрат на телекоммуникации в несколько сотен тысяч
долларов.
"Данный показатель несложно рассчитать, если инвестиции нацелены
на конкретный аспект хозяйственной деятельности. Сюда относится и
большинство ситуаций при "очаговом" внедрении ИТ-технологий.
Например, внедрение системы складского учета может повысить
эффективность использования складских площадей, увеличить
оборачиваемость (товаров), снизить уровень запасов и т.д. Компания
Lynx BCC, например, нацелена на широкомасштабные проекты в области
ИТ, основу которых составляют центры обработки данных, и
корпоративные информационные системы, затрагивающие различные
аспекты деятельности предприятия. По причине возникновения
синергетического эффекта в подобной ситуации невозможно подсчитать
общую эффективность вложений простым суммированием значений ROI для
отдельных направлений деятельности", - говорит директор по
корпоративным информационным системам компании Lynx BCC Сергей Попков.
Действительно, сфера применения прямых финансовых методов
довольно ограниченна. Причина в том, что эффект от
информационно-технологических начинаний часто выражается не столько
в явных финансовых показателях, сколько в качественных, трудно
формализуемых преимуществах, связь которых с общими экономическими
результатами компании совсем неочевидна. Речь, например, идет о
росте производительности или повышении степени удовлетворенности
клиентов после внедрения системы. Оценить все явные и неявные
факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией
предприятия, возможно, помогут так называемые системы
сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), относящиеся ко
второй группе. Эти системы ценны тем, что реализуют комплексный
подход.
Например, общая корпоративная установка такова: предприятию надо
стать лидером на рынке. Следовательно, оно должно выпускать
конкурентоспособную продукцию и качественно обслуживать клиентов.
Качественное обслуживание, в свою очередь, означает, что срок
обработки заказа в отделе продаж будет составлять не неделю, как
прежде, а один день. Поэтому можно считать, что ИТ-проект по
внедрению системы поддержки сбыта (CRM), который дал желанный
выигрыш во времени, полезен для предприятия и находится в русле
общей стратегии.
Однако чтобы этот метод начал действовать, предприятию необходимо
разработать детальную систему сбалансированных показателей и
внедрить ее везде, на всех уровнях ответственности и во всех
подразделениях. На Западе метод Balanced Scorecard весьма популярен:
по сведениям маркетологов Meta Group, соответствующие оценочные
системы в том или ином варианте используются на 38% предприятий
мира. Одно из серьезных препятствий для внятного расчета
экономической эффективности любого ИТ-проекта заключается в
отсутствии у большинства отечественных компаний продуманной системы
ключевых показателей (Key Performance Indicators, KPI).
Далее...
|
Читайте также:
Окупаемость
инвестиций
Упомянутые компании:
Lynx BCC
|