Налоговый учет Основных Фондов в КИС "КОМПАС"


Ввод в действие с 1 января 2002 года 25 главы Налогового Кодекса РФ не вызвал принципиальных затруднений у тех разработчиков бухгалтерских и управленческих программ, которые заложили в основу своего ПО, как это сделала компания "КОМПАС", принцип работы "от первичного документа". Все, что потребовалось от пользователей таких комплексов для организации налогового учета на предприятии, - это ввести "налоговые счета" в справочник "План счетов", настроить новые типовые операции, включающие формирование проводок по вышеупомянутым счетам (как правило, это "односторонние" проводки) и подготовить с помощью генератора отчетов формы для распечатки необходимых налоговых регистров. А это они смогли сделать самостоятельно, без помощи разработчиков.

Единственным разделом учета, который потребовал значительного изменения программного кода, оказался учет Основных Фондов (ОФ). Это было связано с необходимостью параллельного расчета бухгалтерской и налоговой амортизации, которые отличались и по ежемесячно начисляемой сумме, и по методам расчета, и по срокам полной амортизации ОФ.

Уже в январе 2002 года все клиенты компании "КОМПАС" получили версию подсистемы "Основные Фонды", которая позволяла проводить такое параллельное начисление. Это достигалось за счет того, что в инвентарной карточке к закладкам "Рублевый учет" и "Валютный учет" добавилась закладка "Налоговый учет", на которой можно было занести необходимые для расчета налоговой амортизации параметры, в том числе и срок полезного использования, и отличную от бухгалтерской балансовой стоимости первоначальную стоимость ОФ, и метод начисления амортизации (линейный / нелинейный), и т.д. Кроме того, алгоритм начисления износа был перестроен таким образом, чтобы параллельно с расчетом рублевой и валютной амортизации для каждого ОФ на основании данных с вышеупомянутой закладки проводился и налоговой расчет. Для визуализации результатов в таблицу расчета амортизации была добавлена колонка, отражающая "налоговую" сумму, а в конфигурацию - дополнительные параметры.

Тем не менее, производственный отдел "КОМПАСА", стремясь сделать программу еще более удобной в эксплуатации, продолжил развитие автоматизации налогового учета ОФ. В версии 10.69 пользователям были предоставлены новые широкие возможности. Во-первых, на уровне тиражной версии реализовано ведение регистров налогового учета, рекомендованных МНС РФ, во-вторых, функциональность подсистемы дополнена учетом операций по ремонту основных фондов и расчетами финансового результата от реализации амортизируемого имущества.

Полностью поддерживается выпуск следующих регистров налогового учета в части амортизируемого имущества:

  1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета" (в части ОС и НМА);
  2. Регистр-расчет "Учет амортизации " (ОС и НМА);
  3. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода (по ОС);
  4. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего и будущих периодов (по ОС);
  5. Регистр информации об объекте основных средств и НМА;
  6. Регистр учета расходов будущих периодов (по ремонту ОС, убытков от реализации);
  7. Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав (приобретение имущества, приобретение НМА);
  8. Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав (по выбытию ОС, по выбытию НМА);
  9. Регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества.

Для того, чтобы обеспечить ведение перечисленных регистров в полном соответствии с рекомендациями МНС РФ, пришлось выполнить ряд доработок, описанных ниже.

Во-первых, введен тип документа "Справка операций будущих периодов", необходимый для формирования регистра учета расходов будущих периодов. Экранная форма документа представлена на Рис.1. Собственно говоря, данный регистр представляет из себя в терминах "КОМПАСА" реестр таких справок, которые попадают туда с помощью стандартного механизма пакета, который называется "создание документов по образцу" (см. ниже).

Рис.1. Экранная форма для ввода справки операций будущего периода

Рис.1. Экранная форма для ввода справки операций будущего периода

Ведется новый справочник "Виды объектов учета". В соответствии с законодательством объект учета - это имущество, обязательства и хозяйственные операции, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего или последующих налоговых периодов. Таким образом, объектом может быть товар, ОС, НМА, выполненная работа, полученные средства и т.д. Степень детализации объектов учета определяется по идеологии "КОМПАСА" пользователем и фиксируется в вышеупомянутом иерархическом справочнике.

Еще два справочника, появившихся в новой версии подсистемы, это "Показатели налоговой базы" и "Аналитические признаки налоговой базы", значения из которых вводятся при оформлении целого ряда первичных документов, а затем из этих документов попадают в регистры, в печатных формах которых они должны быть видны. Но еще важнее тот факт, что на показатели и аналитические признаки опирается процедура формирования налоговой базы по расчету налога на прибыль.

С самой первой версии подсистемы "Основные Фонды" важнейшая роль отводилась справочнику операций движения. Детальный учет движения основных фондов всегда являлся одним из преимуществ "КОМПАСА". В целях корректного ведения налогового учета ОФ данный справочник был дополнен новыми полями для занесения показателей и признаков формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Для каждой операции фиксируются значения, наиболее часто отвечающими характеру данной операции. Затем они используются в качестве умолчания при описании движения конкретного основного средства или нематериального актива.

В процессе доработки подсистемы были добавлены новые элементы параметрической настройки (конфигурационные параметры), определяющие операции, относящиеся к ремонту ОС, период налогового учета и т.д.

Еще одно существенное изменение в программе претерпели таблицы реестров первичных документов, связанных с ОФ (акт приемки-передачи ОС, акт приемки НМА, акт приемки-сдачи отремонтированных и модернизированных объектов, акты на списание ОС и НМА), и соответственно, их визуальные формы. В них появилась закладка "Налоговый учет" (Рис.2), на которой можно ввести или откорректировать показатели и признаки формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которые затем сохраняются в добавленных полях реестровых таблиц. В акте приемки-сдачи отремонтированных и модернизированных объектов имеется дополнительный флажок "Учесть расход", предназначенный для отбора документов, которые следует считать в налоговом учете расходами на ремонт (см. ниже).

Рис.2. Закладка "Налоговый учет" акта приемки-передачи ОС

Рис.2. Закладка "Налоговый учет" акта приемки-передачи ОС

Для ведения каждого из перечисленных выше 9 реестров предназначен специальный пункт в горизонтальном меню "налоговый учет". Во всех этих пунктах на экран вызывается табличная форма, которую можно распечатать стандартными средствами пакета "КОМПАС" или же с помощью приготовленного в Мастере отчета, содержащего необходимые показатели, подписи и их расшифровки в шапке и подвале. Остановимся кратко на каждом из них.


В регистре-расчете "Формирование стоимости объекта учета (ОС, НМА)" содержится информация об объектах амортизируемого имущества, принятых к учету в текущем отчетном налоговом периоде, если они подпадают под определение амортизируемого имущества: т.е. первоначальная стоимость и срок полезного использования больше значений, указанных в конфигурации. Регистр не предполагает ввода и корректировки информации, поскольку является отражением учетных операций, попавших в базу данных в процессе описания поступления ОФ.


Регистр-расчет "Учет амортизации (НМА и ОС)" объединяет сразу два регистра: по основным средствам и нематериальным активам, - каждый из которых можно распечатать отдельно. Здесь также не допускается редактирование - только просмотр и печать.

Для показа в табличной форме регистра-расчета "Расходы на ремонт текущего периода" отбираются те первичные документы, которые входят в текущий отчетный налоговый период, содержат признак "Учесть расход" (см. выше), и подтверждают осуществление тех операций по ремонту основных средств, коды которых указаны пользователем в конфигурации подсистемы. Согласно методическим рекомендациям по применению 25 главы Налогового кодекса РФ, после ввода всех документов и расчета амортизации за текущий отчетный период с помощью специальной кнопки на панели инструментов пользователь запускает процедуру расчета расходов на ремонт. Она определяет, какие расходы подлежат учету в текущем, а какие в будущих отчетных периодах. Установленная норма расходов в текущем периоде берется из конфигурации подсистемы.


Регистр-расчет "Расходы на ремонт текущего и будущих периодов" (Рис. 3) аналогичен описанному выше, хотя и имеет несколько иную форму визуализации. Его смысл ясен из названия.

Рис.3. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего и будущего периодов

Рис.3. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего и будущего периодов

В табличной форме регистра информации об объекте амортизируемого имущества отражаются данные об основных фондах на конец текущего отчетного периода. Печатать данные можно отдельно по ОС и НМА.


Как уже было сказано выше, регистр учета расходов будущих периодов является перечнем соответствующих справок (Рис.1). После формирования необходимых документов по учету расходов на ремонт основных средств и убытков от реализации основных средств, а также выполнения процедуры расчета расходов на ремонт, пользователь должен зайти в данный пункт меню и ввести справку операции, используя подготовленный и рассчитанный документ (акт приема-передачи основных средств, акт сдачи модернизированных объектов и т.п.) в качестве основания. Основная информация: сумма по документу; срок списания в месяцах и т.д. - попадет в справку из основания автоматически. Остальные надо заполнить вручную с помощью соответствующих справочников.


Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав формируется автоматически по картотеке основных средств с учетом даты документа поставки.


Аналогичным образом осуществляется работа с регистром учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.


Наконец, для формирования регистра-расчета "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества" (Рис.13) отбираются документы, удовлетворяющие следующим условиям:

Правильные данные можно получить только после расчета амортизации в месяце, совпадающем с датой документа. На панели инструментов данной табличной формы присутствует кнопка для вызова процедуры "Расчет финансового результата операции реализации имущества и срока списания убытков при реализации объекта", которая выполняется для каждого документа отдельно.


В заключение следует отметить, что вся работа с регистрами реализована с помощью настроечного инструмента "МАСТЕРА КОМПАСА". Поэтому при необходимости любой пользователь может создать свою собственную систему налогового учета за счет корректировки предложенных решений.



Гл. эксперт ООО "Компас", к.т.н. Игорь Якобсон

e-mail: sensr@kompac.spb.su