Интегрированное решение для автоматизации банков


Задача автоматизация управления в коммерческом банке традиционно состоит из двух частей: автоматизации банковской деятельности и автоматизация задач внутренней бухгалтерии банка.

Автоматизация банковской деятельности - это сложная и ответственная задача, включающая в себя управление вкладами юридических и физических лиц, кредитной деятельности, учета операций с ценными бумагами и векселями, управление операциями с использованием пластиковых карт и т.п.

Задачи внутренней бухгалтерии, в первую очередь, включают в себя управление кадрами и расчет заработной платы, учет основных фондов (ОФ) и внутренний складской учет материальных ценностей.

Как и в любой другой отрасли, в банках используется программное обеспечение (ПО), разработанное либо внутренним отделом АСУ, либо IT-компанией, занимающейся разработкой делового ПО. Собственное ПО, как правило, оптимально соответствует специфике управления, принятой на конкретном предприятии. Системы, разработанные специализированной компанией-разработчиком, более оперативно поддерживают изменения законодательства и нормативных документов ЦБ РФ. Кроме того, в них учтен опыт множества банковских внедрений, что способствует обмену опытом в области автоматизации и управления банком в целом. Если говорить о стоимости, то аутсорсинг оказывается чаще всего дешевле, чем содержание дополнительного штата IT-специалистов, который в банках и без того велик.

Для автоматизации внутренней бухгалтерии используются различные программные продукты, в той или иной степени реализующие задачи управления персоналом, учета материалов и ОФ. Интересно, что ведущие фирмы-производители банковского ПО в последнее время обратили внимание на программные продукты, изначально ориентированные на ведение бухучета на обычных предприятиях. В самом деле, специфика, например, расчета зарплаты в банке вряд ли сложнее, чем на крупном заводе или НИИ. Зачем изобретать велосипед и писать то, что уже сделано другими (например, поддерживать изменения законодательства, регламентирующие процедуры расчета зарплаты и налогов с неё), особенно, если это направление является вторичным по отношению к основной задаче автоматизации банка?

Естественно, что на рынке бухгалтерского и управленческого ПО представлено огромное количество фирм и продуктов. Естественно и то, что при выборе программного комплекса, который будет использоваться в связке с основной банковской системой, необходимо руководствоваться достаточно жесткими требованиями. Чтобы не требовалось больших затрат на настройку связи между двумя системами, бухгалтерское ПО должно быть в высшей степени открытым и настраиваемым. Кроме того, принципиальным требованием является надежность фирмы-производителя и её готовность поддерживать в своём продукте любые изменения в законодательстве. Не менее важными критериями являются использование современных платформ (СУБД и операционных систем) и масштабируемость программного обеспечения. Последнее требование необходимо для того, чтобы не потребовались кардинальные перемены при расширении предприятия, открытии новых филиалов, изменении алгоритмов функционирования и т.п.

Примером удачного сотрудничества можно назвать совместный проект компании "Програмбанк" (www.prbank.ru) и компании "Компас" (www.compas.ru). В рамках этого проекта в 2001-2002 гг. были проведены мероприятия по организации совместного использования интегрированной банковской системы (ИБС) "Гефест" и корпоративной информационной системы (КИС) "КОМПАС". Первым банком, автоматизация которого производилась совместно обеими фирмами, стал московский "ДельтаБанк", который уже с начала 2002 года успешно ведет расчет зарплаты, учёт ОФ и материалов, используя соответствующие модули КИС "КОМПАС".

В процессе внедрения КИС "КОМПАС" в банке были решены следующие задачи.

Банковский план счетов существенно отличается от плана счетов, используемого в обычных организациях. Например, длина обозначения счета равна 20 символам (и может, как это подсказывает нам опыт, в самый неожиданный момент измениться по указанию ЦБ РФ). Каждый сотрудник имеет свой личный счет, который используется при проведении расчетов с персоналом. После расчета зарплаты на него необходимо перевести сумму, предназначенную к выдаче на руки. Интересно, что в упоминавшемся выше проекте автоматизации "Дельтабанка" внедрение задачи "Управление персоналом" завершилось раньше полного внедрения ИБС "Гефест". В этих условиях возникла необходимость оперативно настроить выгрузку данных о начислениях зарплаты в используемую в то время внутреннюю систему по алгоритмам, отличным от алгоритмов экспорта в "Гефест", которые были заранее отработаны. Это стало возможным благодаря возможностям "Мастера бизнес-процедур" КИС "КОМПАС" (Рис.1), т.к. процедуры выгрузки были реализованы на встроенном в систему языке внутреннего программирования.

Рис.1. Окно редактирования бизнес-процедуры
Рис.1. Окно редактирования бизнес-процедуры

Помимо увеличения длины обозначения счета в плане счетов, иногда возникает необходимость сохранить существующую систему обозначения отделов, табельных номеров, инвентарных номеров ОФ и т.п. Здесь пользователям приходит на помощи инструмент "Мастер таблиц", позволяющий как изменять длину существующих полей таблиц, так и создавать новые поля и таблицы. А для того, чтобы автоматизировать процесс изменения однотипных полей в общей массе таблиц, в "Конфигурации" предусмотрена возможность задавать через систему масок правила, по которым выбираются поля, подлежащие изменению (Рис.2).

Рис.2. Настройка длины используемых обозначений
Рис.2. Настройка длины используемых обозначений

При работе любых подсистем в банке немаловажное значение имеет возможность обеспечить разграничение прав доступа к информации определённым группам пользователей. В КИС "КОМПАС" это осуществляется через инструменты "Мастер меню", "Мастер табличных форм" и "Мастер экранных форм".

"Мастер меню" позволяет вести "черный" и "белый" списки пользователей, использовать для определённых пользователей режимы "Только чтение" и "Авторизация записей", т.е. режим, когда пользователь видит только те записи, которые сам создал (Рис.3).

Рис.3. Определение прав пользователя
Рис.3. Определение прав пользователя

"Мастер табличных форм" и "Мастер экранных форм" позволяют в режиме графического конструктора видоизменить вид экранных "окошек" программы для различных групп пользователей (Рис.4).

Рис.4. Редактирование внешнего вида экранной формы
Рис.4. Редактирование внешнего вида экранной формы

Реальная жизнь такова, что для задач управления предприятием необходимо иметь возможность оперативно получать информацию в удобном для руководителя или исполнителя виде. Таким образом, возможность формирования пользовательских отчетов является одной из основных функций системы-конструктора. Отчёты, формируемые в системе, можно разделить на две группы. К первой группе относятся отчеты, предоставляемые в ИМНС, фонды и т.п. (например, расчет по авансовым платежам по ЕСН). Вторая группа состоит из внутренних "управленческих" отчётов, используемых сотрудниками разных подразделений на предприятии. Обязательные для предоставления отчёты являются неотъемлемой частью конкурентоспособной КИС и компания-разработчик прилагает все усилия для того, чтобы отчёты и печатные формы, формируемые программой, соответствовали требованиям законодательства. Кстати, разработчики КИС "КОМПАС" при подготовке таких отчётов и форм активно общаются с бухгалтерами-пользователями системы и вместе оттачивают алгоритмы формирования и заполнения форм в сложных и неоднозначных ситуациях, отлавливают проявившиеся ошибки которые, увы, встречаются в любой системе. Открытость системы позволяет быстро внести изменения в шаблон отчёта без глобальной замены ядра и важнейших компонентов программы.

Внутренние отчёты наиболее полно соответствуют особенностям ведения учёта и управления предприятием и могут варьироваться в зависимости от требований "сегодняшнего" дня. Надо отметить, что в силу специфики деятельности, в банках вопросам организации и компьютеризации управленческого учёта уделяется больше внимания, чем на большинстве других предприятий.

В КИС "КОМПАС" предусмотрена возможность построения любых отчётов с использованием в качестве источника данных произвольных SQL-запросов, созданных в "мастере запросов" (Рис.5, 6). Специально для банков к стандартной версии КИС "КОМПАС" добавлены отчёты для проверки списков сотрудников и корректности сумм, используемых при выгрузке начисленной зарплаты на пластиковые карточки. Необходимость их создания была обусловлена тем, что возможны ошибки, возникающие, например, в ситуациях, когда некоторые из вновь принятых на работу сотрудников к моменту выдачи зарплаты ещё не получили карточку, или же у кого-то проходит замена карточки и т.п. Кроме того, возможна просто ошибка оператора.

Рис.5. Разработка пользовательского отчёта
Рис.5. Разработка пользовательского отчёта

Рис.6. Графический конструктор SQL-запросов
Рис.6. Графический конструктор SQL-запросов

Надо отметить, что не все отчёты требуют для своего создания участия специалиста службы АСУ. Удачное сочетание настраиваемого многоуровневого фильтра (Рис.7) и возможности распечатки выбранных колонок любой таблицы в виде простого отчёта (Рис.8) или выгрузки её в Excel нажатием одной кнопки позволяет обычному сотруднику быстро получить распечатку необходимой информации.

Рис.7. Диалоговое окно многоуровневого пользовательского фильтра
Рис.7. Диалоговое окно многоуровневого пользовательского фильтра

Рис.8. Предварительный просмотр экспресс-отчёта
Рис.8. Предварительный просмотр экспресс-отчёта

При внедрении систем управления в банке необходимо учитывать, что многие банки имеют разветвлённую структуру филиалов и удалённых точек (например, пунктов обмена валюты). Эту специфику необходимо учитывать как при печати отчётов и расчётных листков по зарплате, так и при указании местонахождения материальной ценности или основного средства. Например, в упоминавшемся выше внедрении производилась детализация расположения рабочего места сотрудника или местонахождения основного средства не только по отделу/материально-ответственному, но и по филиалу и этажу здания филиала (Рис.9).

Рис.9. Стандартная карточка ОС дополнена информацией об отделении банка
Рис.9. Стандартная карточка ОС дополнена информацией об отделении банка

Конечно, крупномасштабное внедрение системы не может пройти безболезненно. Возникают проблемы, особенно на начальном этапе. Так в процессе первого "банковского" внедрения и гарантийного сопровождения, разработчикам пришлось серьёзно доработать некоторые алгоритмы и печатные формы (особенно это касалось отчётов по ЕСН и обоснованию применения регрессивной шкалы ЕСН). Опыт внедрения КИС, особенно в условиях становления налоговой системы, позволяет сделать вывод, что в ситуации, когда новые алгоритмы и отчётные формы должны появляться очень оперативно, а время на их тестирование ограничено, принцип открытости должен быть положен в основу построения любой современной учётной системы.


Время показало, что КИС "КОМПАС" успешно прошла испытание в коммерческих банках и показала хорошую адаптируемость к любым условиям эксплуатации, а коллекция отраслевых решений компании "КОМПАС" получила весьма интересное пополнение!


Гл. консультант филиала "Компас - центр" Денис Кузнецов

e-mail: dk@compass-center.ru